В жизни каждому человеку приходится испытывать испуг. В этот момент он может стать беспомощным. Особенно это относится к детям. Небольшой испуг может перерасти у него в страх, если родители "пугаются" вместе с ним и тем самым усиливают тяжелое состояние ребенка. Ваша уверенность и спокойствие помогут перебороть любой страх.
Ваш ребенок впервые приходит в дом, где есть собака. Не пугайтесь вместе с ним, не начинайте всей компанией его успокаивать. Погладьте собаку сами, но не требуйте этого от малыша. Увидев ваше спокойствие, ребенок быстро освоится. Не бросайтесь взволнованно к упавшему или поранившемуся ребенку, не пугайте его своим страхом. Лучше спокойно скажите: "Это ерунда. Наверное, немного больно? Ничего, заживет". Не рассказывайте при детях о своих страданиях и болезнях. Известны случаи, когда ребенок, много раз слышавший от родителей о зубной боли, об операциях и других больничных страстях, переполнялся таким ужасом, что его не брал даже наркоз. Ребенок часто использует чувство страха для манипуляций родителями, отказываясь оставаться один дома или засыпать в темной комнате. Если ребенок достаточно взрослый, не потворствуйте ему. Укладывая спать, пожелайте спокойной ночи, включите ночник, если ребенок боится темноты, и спокойно объясните, что у вас еще дела по хозяйству. Не бегайте на каждый его зов, не садитесь рядом, не кричите и не наказывайте. Если вы видите, что ребенок позвал вас без причины, пожелайте ему еще раз спокойного сна и больше не входите в комнату. Мама, я нынче совсем заболела, В школу сегодня идти не могу: Тело мое, как червяк, ослабело, Тошно на сердце и мутно в мозгу. Пальцы трясутся, и чешутся ножки, Зябко снаружи и жарко внутри, Перед глазами какие то мошки, Сыпь на груди, на ушах волдыри. Лоб мой пылает - плохая примета, Температура сто сорок в тени, Гланды опухли: мне кажется, это Связано с вывихом левой ступни. Плюнуть хочу, а никак не плюется, Рот пересох, и ввалился живот, Стукнешь коленку - в локте отдается, Шею надавишь - в лодыжке кольнет. Вся я желта, как лимонная долька, Даже глаза поразъехались вкось, Волосы лезут: вон вылезло сколько! В ухе какая то дырка насквозь. Видно, скрутила меня лихорадка: В пятке - ангина, в желудке - прострел, В общем… да что я - "желудок и пятка"? Нос, как полено, одеревенел! Мама, ни пить мне, ни есть неохота, Это, наверное, аппендицит… Что ты сказала? Сегодня - суббота?! Странно, уже ничего не болит.
(Шел Силверстейн "Болезнь Пэгги Маккей")
Детей воспитывают родители, а родителей? Тест
Роль родителей в воспитании ребенка незаменима. Они - главные проектировщики, конструкторы и строители детской личности. Насколько же успешно умеем мы справляться с такой сложной и ответственной задачей, как формирование человеческой личности? Внимательно прочтите предлагаемые вопросы. Постарайтесь ответить на них откровенно. Тест дополнит ваше представление о себе как о родителях, поможет сделать определенные выводы относительно проблем воспитания детей. Можете ли вы… 1. В любой момент оставить все свои дела и заняться ребенком? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 2. Посоветоваться с ребенком, невзирая на его возраст? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 3. Признаться ребенку в ошибке, совершенной по отношению к нему? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 4. Извиниться перед ребенком в случае своей неправоты? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 5. Овладеть собой и сохранить самообладание, даже если поступок ребенка вывел вас из себя? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 6. Поставить себя на место ребенка? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 7. Поверить хотя бы на минуту, что вы добрая фея (прекрасный принц)? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 8. Рассказать ребенку поучительный случай из детства, представляющий вас в невыгодном свете? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 9. Всегда воздерживаться от употребления слов и выражений, которые могут ранить ребенка? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 10. Пообещать ребенку исполнить его желание за хорошее поведение? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 11. Выделить ребенку один день, когда он может делать, что желает, и вести себя, как хочет, и ни во что не вмешиваться? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 12. Не прореагировать, если ваш ребенок ударил, грубо толкнул или просто незаслуженно обидел другого ребенка? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. 13. Устоять против детских просьб и слез, если уверены, что это каприз, мимолетная прихоть? А. Могу и всегда так поступаю. Б. Могу, но не всегда так поступаю. В. Не могу. Подсчитайте баллы. Ответ А оценивается в 3 балла, ответ Б - в 2 балла, ответ В - в 1 балл. Если вы набрали от 30 до 39 баллов, это значит, что ребенок - самая большая ценность в вашей жизни. Вы стремитесь не только понять, но и узнать его, относитесь к нему с уважением, придерживаетесь наиболее прогрессивных принципов в воспитании и постоянной линии поведения. Другими словами, вы действуете правильно и можете надеяться на хорошие результаты. Сумма от 16 до 30 баллов. Забота о ребенке для вас вопрос первостепенной важности. Вы обладаете способностями воспитателя, но на практике не всегда применяете их последовательно и целенаправленно. Порой вы чересчур строги, в других случаях - излишне мягки, кроме того, вы склонны к компромиссам, которые ослабляют воспитательный эффект. Вам следует серьезно задуматься над своим подходом к воспитанию ребенка. Число баллов менее 16. У вас серьезные проблемы с воспитанием ребенка. Вам недостает либо знаний, либо желания и стремления сделать ребенка личностью, а возможно, и того, и другого. Советуем обратиться к помощи специалистов - педагогов и психологов, познакомиться с публикациями по вопросам семейного воспитания. |