Рассказывают, что один человек, решив пополнить свое образование, стал заучивать подряд энциклопедию. Однако дошел он от слова "А" до слова "абсурд": дальше осилить не мог. Но если бы он и продолжал заучивать энциклопедию, проку бы большого не было. Ведь энциклопедия - это справочник, а в основе образования лежит система получаемых знаний.
Главное из всех качеств, определяющих продуктивность памяти, - ее готовность, умение быстро извлекать из запаса сведений именно то, что необходимо в данный момент. Есть люди, много знающие, но весь их багаж лежит в памяти мертвым грузом. Когда надо что либо вспомнить, то нужное всегда забывается, а ненужное "само лезет в голову". У других багаж может быть и меньшим, но в нем все под рукой, и в памяти всегда воспроизводится именно то, что нужно. Можно дать полезный совет. Нельзя сначала что-то как-то заучивать, а потом развивать готовность памяти. Готовность памяти формируется в процессе запоминания, которое должно быть обязательно осмысленным и во время него сразу должны устанавливаться связи между запоминанием и теми случаями, когда эти сведения могут понадобиться. Читая исторический роман и сопоставляя описанное в нем с учебником истории, мы подготавливаем память, чтобы можно было воспроизвести прочитанное в тех случаях, когда речь зайдет о соответствующем историческом факте. Материал в процессе запоминания должен непрерывно систематизироваться, при этом важно находить в вещах сходство и различие. "Память есть кладовая ума, но в этой кладовой много перегородок, и потому надобно скорее все укладывать куда следует", - рекомендовал А. В. Суворов. Наполеон говорил, что все дела и знания уложены у него в голове, как в ящиках комода, и ему достаточно открыть определенный ящик, чтобы извлечь нужные сведения. Систематичность в накоплении знаний более всего помогает развитию готовности памяти. Запоминая что либо, надо помнить, зачем мы это делаем и в каких случаях те или иные сведения могут понадобиться. |