Вряд ли кто либо, будучи в здравом уме, рискнет пройти босиком через яму, наполненную горящими углями или раскаленными камнями. Можно предположить, что люди, демонстрирующие это, находятся в каком то особом состоянии. Никто пока не объяснил, каким образом во время прогулки по огню им удается без какого либо ущерба для себя совершать этот невероятный фокус.
Один из первых экспериментов с хождением по огню был организован в сентябре 1935 г. в Каршалтоне, графство Суррей, по инициативе Лондонского университета. В эксперименте участвовал молодой мусульманин из Индии Куда Бакс, который четыре раза прошел через яму с углями шириной 20 футов и не получил ожогов. Во всех частях света невосприимчивость к огню достигается с помощью самых разнообразных методов. По видимому, у индийцев (будь то в Индии, в Шри Ланке или на Фиджи) важнейшим элементом ритуала является состояние транса или религиозного экстаза. Однако Куда Бакс и многие другие демонстрировали свою невосприимчивость к огню, находясь в совершенно нормальном состоянии. Тем не менее для одних необходима сложная подготовка, которая включает пение, танцы, половое воздержание, в то время как другие могут ходить по углям совсем без подготовки или после несложного символического ритуала. В книге Е. Д. Дингуалла "Удивительные случаи с людьми" (1947) подробно рассказывается о некой Мари Сонэ, которая жила в Париже в 50 е гг. XVIII в. Эта женщина, страдавшая припадками св. Медара, получила прозвище "несгораемая". Завернутая в простыню, она могла долго лежать над огнем, опираясь головой и ногами на стулья. Она могла сунуть ноги в чулках и туфлях в жаровню с углями и держать их так, пока чулки не сгорали дотла. В этой связи возникает вопрос, почему чулки и туфли сгорали, а простыня нет? Кстати, это не единственный подобный пример. В книге "Тайны науки и чудеса" М. Ф. Лонг привел рассказ Д. Г. Хилла о прогулке по раскаленным камням на одном из островов архипелага Таити с участием некого европейца. Хотя в яме был такой жар, что у него облупилась кожа на лице, его кожаные сапоги совершенно не пострадали от огня. Что же происходит во время хождения по огню? Скорее всего идущий находится в экзальтированном состоянии, при котором болевые ощущения подавляются, как, например, во время сеансов гипноза. Однако в некоторых случаях участники обходятся без транса или экстаза. Вместе с тем нет никаких данных, указывающих на то, что поврежденные ткани заживают столь быстро, что не остается совсем никаких следов (подобное явление иногда наблюдается у дервишей, жителей острова Бали и других "посвященных", владеющих искусством протыкания своего тела). Наиболее смелое объяснение автор нашел в работе Д. Пирса "Трещина в космическом яйце", посвященной вопросу о различных степенях восприятия "реальности". Пирс полагает, что хождение по углям - классический пример создания некой новой реальности (хотя только временной и в локальном масштабе), при которой огонь не горит как обычно. Все идет нормально, пока эта реальность сохраняется, однако в истории хождения по огню известны случаи чудовищных жертв и страшных увечий тех, чья вера внезапно ломалась, и они вновь оказывались в том мире, где огонь жжет. Магическое состояние, при котором человек становится невосприимчивым к огню, создается, по всей видимости, лицом, руководящим церемонией хождения по огню. Вероятно, одними только духовными или психологическими причинами невозможно объяснить способность ходить по огню, и здесь речь идет о неком физическом явлении, которое еще не понято и не нашло своего объяснения. Иначе как можно объяснить тот факт, что в Болгарии до сих пор возят туристов в одну из деревень, где каждый вечер местные жители ходят по раскаленным углям. |