Русская литература XIX-XX веков

Фото с сайта www.blagovm.ru
    Ушинский Константин Дмитриевич — великий русский педагог, основоположник русской педагогической науки, до него в России не существовавшей. Ушинский создал теорию и совершил переворот, фактически революцию в русской педагогической практике.

    Много лет назад в России жил замечательный русский учитель — Константин Дмитриевич Ушинский.

    Родился Ушинский в 1824 году. Детсьво и юность его прошли в маленьком городке — Пригород-Северске. Там он учился в гимназии. Потом окончил университет в Москве.

    Сделать как можно больше пользы моему Отечеству — вот единственная цель моей жизни», — часто говорил Ушинский.

    Большим и важным делом Ушинский считал просвещение русского народа. Он стремился к тому, чтобы в России было как можно больше школ и в них учились дети простых русских людей.

    Он составил для детей учебники — «Детский мир» и «Родное слово».

    В этих книгах Ушинский рассказывал маленьким читателям о жизни и труде людей, о чудесах природы и о том, как велик и разнообразен окружающий нас мир. Он учил детей горячо любить родной народ и родной язык.









Фото с сайта www.bibliogid.ru
    Русский сказочник Павел Петрович Бажов (1879-1950) родился и вырос на Урале. Из года в год летом колесил он по родным местам, и в Уральском краю едва ли найдется уголок, где бы ни побывал этот добытчик устного речевого золота и искатель самородных сказаний. Везде-то он с интересными людьми знался, про жизнь слушал и во все вникал. День и ночь работал сказочник. И на белых листах распускались неувядаемые каменные цветы, оживали добрые и злые чудовища, голубые змейки, юркие ящерки и веселые козлики.

     Исследователи творчества П.П. Бажова называют "Малахитовую шкатулку" главной книгой писателя. Сам же писатель говорил: "Хотелось бы, чтобы эта запись по памяти хоть в слабой степени отразила ту непосредственность и удивительную силу, которыми были полны сказы, слышанные у караулки на Думной горе". Всего П.П. Бажов создал 56 сказов.









    Василий Андреевич Жуковский

     Известный русский поэт родился в семье А. И. Бунина, где его окрестили и дали первое образование. Свои первые стихи он написал, когда занимался в московском пансионате и была направленна в романтическом стремлении. В своих стихах молодой автор вложил не только смысл и идею, а и задумчивость и чувствительность, восторженность и воспевание, глубокое понимание жизни. На протяжении жизни Жуковский занимался с детьми, первый свой опыт получил, когда воспитывал свой племянниц. В 1817 году автора пригласили в царскую семью, преподавать русский язык детям, там же воспитывал и будущего Александра II. А в свои 58 лет женился на молоденькой дочери своего друга и поселяется в Германию. Там и закончилась его нравоучительная жизнь. На протяжении всего времени помимо воспитания детей, он писал для своих молодых и юных поклонниц. Далее Жуковский попробовал написать балладу в мистическом направлении. В балладах и мертвецы оживали, и сатана приходил получить душу.


    Жуковский стал первым переводчиком зарубежных сказок. Сказки Жуковского имели направление русского стиля и сочетались с романтикой, далее появились и другие стили творения. Читать сказки Жуковского детям, это значит прочувствовать светлый образ и великодушие с собственным достоинством..









    Николай Васильевич Гоголь

    Гоголь начал интересоваться писательским поприщем еще в студенческие годы. Он восхищался А.С. Пушкиным, хотя его первые творения были далеки от стиля великого поэта, а больше походили на произведения Бестужева-Марлинского.

Он сочинял элегии, фельетоны, стихотворения, пробовал себя в прозе и других литературных жанрах. Во время учебы им была написана сатира "Нечто о Нежине, или Дуракам закон не писан", которая не дошла до наших дней. Примечательно, что тягу к творчеству молодой человек первоначально расценивал скорее как хобби, а не дело всей жизни.

Писательство было для Гоголя "лучиком света в темном царстве" и помогало отвлечься от душевных терзаний. Тогда планы Николая Васильевича не были ясны, но он желал служить Родине и быть полезным для народа, считая, что его ожидает великое будущее.

Зимой 1828 года Гоголь отправляется в культурную столицу - Петербург. В холодном и мрачном городе Николая Васильевича ждало разочарование. Он пробовал стать чиновником, а также пытался поступить на службу в театр, но все его попытки потерпели поражение. Только в литературе он смог найти возможности для заработка и самовыражения.

Но и в писательстве Николая Васильевича ждала неудача, так как журналами были изданы всего лишь два произведения Гоголя - стихотворение "Италия" и романтическая поэма "Ганц Кюхельгартен", опубликованная под псевдонимом В. Алов. "Идиллия в картинах" получила ряд отрицательных и саркастических отзывов критиков. После творческого поражения Гоголь скупил все издания поэмы и сжег их у себя в номере. Николай Васильевич не отказался от литературы даже после громкого провала, неудача с "Ганцем Кюхельгартеном" дала ему возможность изменить жанр.

В 1830 году в именитом журнале "Отечественные записки" была опубликована мистическая повесть Гоголя "Вечер накануне Ивана Купала".

Позже писатель знакомится с бароном Дельвигом и начинает печататься в его изданиях "Литературная газета" и "Северные цветы".

После творческого успеха Гоголя радушно приняли в литературном кругу. Он начал общаться с Пушкиным и Жуковским. Произведения "Вечера на хуторе близ Диканьки", "Ночь перед Рождеством", "Заколдованное место", приправленные смесью украинского эпоса и житейского юмора, произвели впечатление на русского поэта.

Поговаривают, что именно Александр Сергеевич дал Николаю Васильевичу подоплеку для новых произведений. Он подсказал идеи сюжетов поэмы "Мертвые души" (1842) и комедии "Ревизор" (1836). Однако П.В. Анненков считает, что Пушкин "не совсем охотно уступил ему своё достояние".

Увлеченный историей Малороссии Николай Васильевич становится автором сборника "Миргород", куда входят несколько произведений, в том числе "Тарас Бульба". Гоголь в письмах к матери Марии Ивановне просил, чтобы та подробнее рассказывала о жизни народа в глубинке.

В 1835 году выходит повесть Гоголя "Вий" (включенная в "Миргород") о с демоническом персонаже русского эпоса. По сюжету три бурсака сбились с пути и набрели на загадочный хутор, хозяйкой которого оказалась самая настоящая ведьма. Главному персонажу Хоме предстоит столкнуться с невиданными существами, церковными обрядами и колдуньей, летающей в гробу.

В 1967 году режиссерами Константином Ершовым и Георгием Кропачёвым был поставлен первый советский фильм ужасов по повести Гоголя "Вий". Главные роли исполнили Леонид Куравлев и Наталья Варлей.

В 1841 году Гоголь пишет бессмертную повесть "Шинель". В произведении Николай Васильевич рассказывает о "маленьком человеке" Акакие Акакиевиче Башмачкине, который беднеет до такой степени, что самая обыденная вещь становится для него источником радости и вдохновения.











    Михаил Юрьевич Лермонтов

    Один из самых известных русских поэтов, "пророк" первой половины девятнадцатого века, который прожил всего лишь двадцать семь лет... Но за этот короткий промежуток времени он смог передать в стихах все то, что бурлило у него в душе.

    Сложно говорить про творчество Лермонтова кратко. Это гигант, наравне с Александром Сергеевичем Пушкиным.

    Наиболее плодотворное время у Михаила Юрьевича выпало на тридцатые годы девятнадцатого века. Это период истории Российской империи, когда в обществе наступил этап депрессии и разочарования. После поражения восстания декабристов нужно было искать новые ответы на извечный вопрос: "Что делать?"

    В литературе данная тенденция выражается в усилении реалистических мотивов, утверждении неприемлемости происходящих событий. Однако совершенно другим путем пошел Михаил Юрьевич Лермонтов.

    Поэт до конца жизни оказался верным романтизму, но смог мастерски совместить его с реализмом в своих стихах, драматургии и прозе.

    Далее мы поговорим о двух периодах творчества этого великого человека. Но через все события красной линией пройдет его стремление к возвышенному, борьбе, байроновскому идеалу свободы.

    Юношеское творчество

    Исследователи и литературоведы делят на два периода творчество Лермонтова. Кратко говоря, это лирический этап становления, который продолжался с 1828 по 1836 год, и зрелость. Границей между ними стала гибель Александра Сергеевича Пушкина и произведение "Смерть поэта".

    Итак, первые попытки мальчика излагать мысли в виде стихов относятся к четырнадцати годам. В это время у него в семье разразилась "война" между отцом, который видел талант сына и всячески его поддерживал, и бабушкой, стремившейся сделать из ребенка няньку для себя.

    Первые стихотворения пронизаны отчаянием, юношеским максимализмом, героическими мотивами борьбы. Сюда относятся наброски "Демона" и "Монолог", позднее оформившийся в "Думу".

    Кроме проблем на семейном фронте, на настроения юного поэта сильно влияет поражение декабристов и угнетенная атмосфера, сложившаяся в обществе.

    В течение лирического периода молодой человек знакомится с западноевропейской литературой, особенно увлекаясь творчеством Байрона. Поэтому в стихах Лермонтова рождаются образы романтических героев с мятущейся душой. Они независимы, жаждут свободы, презирают окружение и пребывают в состоянии вечной борьбы с собой.

    Зрелый этап

    Переломным моментом становится смерть Пушкина. Именно это событие кардинально меняет творчество Лермонтова. Кратко выразить это можно одним словом - пробудился.

    Теперь Михаил Юрьевич осознает свое предназначение как пророка и поэта. Жечь сердца людей глаголом. Показывать обществу реальную ситуацию, которая сложилась на всей территории Российской империи.

    С этой целью Лермонтов уезжает на Кавказ, подальше от императора и его "прислужников". Свободный и бунтующий дух поэта противится сложившейся обстановке. Свои переживания он вкладывает в стихи "Пророка", "Смерть поэта", "Бородино", "Родина" и остальные.

    Именно в конце жизни рождается "гражданский" Лермонтов. Фото поэта на Кавказе демонстрирует его разочарование, одиночество, отображает глубокие думы и принятую миссию.

    До самой смерти поэт развивает общественно-политические идеи Пушкина, Белинского, Чаадаева. В творчестве зрелого периода ставит вопросы о судьбе поколения, трагичности любви, старается осмыслить место поэзии в истории человечества.

    Мотив борьбы

    Как мы говорили ранее, поэзия Лермонтова насквозь пронизана романтическими мотивами, идеями, образами. Влияние лорда Байрона на молодого юношу сохранилось на всю оставшуюся жизнь.

    Самые первые стихотворения М. Ю. Лермонтова пронизаны героичностью, отсутствием полутонов, страданиями от несовершенства реального мира и непонятости устремлений поэта.

    Особенно полно настроения и переживания юноши передаются в трех произведениях - "Пленный рыцарь", "Узник" и "Парус".

    В них преобладают пейзажно-символические образы. Например, в "Парусе" мы видим отображение внутренних событий в душе поэта, который пытается их изобразить с помощью затерянного в море суденышка.

    Стихотворение "Узник" отражает не просто пребывание Лермонтова за решеткой из-за крамольной "Смерти поэта". В большей степени это мысли молодого человека о его месте в Российской империи при существующем режиме.

    Данная тема продолжается и в "Пленном рыцаре". Оно тоже написано в заключении, последовавшем после дуэли с Барантом. В произведении мы наблюдаем постепенно разворачивающийся конфликт общества и индивидуума.

    Таким образом, подобные строфы отражают нежелание Михаила Юрьевича сдаваться под натиском общественных рамок и условностей.

    Судьба поколения

    Согласно отзывам современников, поэзия Лермонтова выражает самые глубокие устремления интеллигенции, о которых большинство боится даже просто подумать.

    Главным произведением, которое в полной мере пронизано мотивом неопределенности и возмущением от общественного бездействия и трусости, является сатира-элегия "Дума". По своему жанру она напоминает стих "Смерть поэта". Но, в отличие от первого, здесь клеймится вся интеллигенция, а не придворная знать.

    Михаил Юрьевич в строках стихотворения порицает современников за малодушие и побег от политической борьбы за лучшее будущее. Вместе с этим, поэт зовет их к моральному и духовному обновлению. Идеи Лермонтова полностью перекликаются с мыслями Рылеева в "Гражданине".

    Критики того времени, Герцен и Белинский, очень положительно восприняли появление данного произведения. В нем они увидели наиболее глубокое выражение причины ощущения безразличия и апатии, поразивших общество в тридцатых годах девятнадцатого века.

    Разочарование

    Как и многие другие стихотворения М. Ю. Лермонтова, относящиеся к последним годам жизни, произведения "В минуту жизни трудную…", "Выхожу один я на дорогу…" и "И скучно и грустно" пронизаны спокойствием и грустью.

    Поэт устал от бесконечной и бессмысленной битвы с современниками, которые не желают услышать его голос и проснуться от смертельного забытья. Мечущаяся и деятельная натура молодого человека постепенно успокаивается в путах лживого и трусливого общества.

    Каждая строчка вышеназванных стихотворений сквозит стремлением вырваться из клетки, которой Лермонтов считал свою жизнь. Он, как и в ранние юношеские годы, все еще пребывает в рассеянности, будто родился совершенно не в свое время.

    Как и многие другие поэмы Лермонтова, эти стихи связывают пейзажи и внутренние ощущения автора. В трех вышеназванных произведениях мы видим грусть и бесконечное одиночество человека, который положил жизнь на то, чтобы пробудить поколение, но остался неуслышанным.

    Это высокое искусство

    Не только поэмы Лермонтова отображают отношение к застойным событиям тридцатых годов. Мастер мог выразить глубочайшие мысли всего лишь в паре слов. Любая строчка может быть полна скрытого смысла.

    Если постараться проанализировать два его произведения ("Пророк" и "Поэт"), мы увидим ту бесконечную боль, которую ощущал Михаил Юрьевич. Первое из них было написано за считанные недели до гибели гения. В нем двадцатисемилетний человек изображает героя в образе всеми покинутого и непонятого пророка. Тот вынужден жить в пустыне и терпеть насмешки от недалеких мещан.

    Второе произведение характеризуется потрясающим сравнительным рядом. В нем автор сопоставляет деятельность сильного поэта с сутью существования боевого кинжала как такового. Вначале, когда была в нем нужда, он рвал кольчуги и выполнял свое предназначение. После - он всего лишь пустая золотая игрушка, пылящаяся на полке.

    Гражданская позиция

    Поздние произведения М. Ю. Лермонтова больше выражают отношения реалиста к событиям в обществе, а не противопоставляют бунтаря толпе.

    Так, наиболее ярко гражданская позиция поэта показана в таких стихах, как "Прощай, немытая Россия", "Смерть поэта" и "Как часто, пестрою толпою окружен...".

    В них мы видим подавленную горечь и злобу на душевную пустоту общества. Особенно сильным является последнее произведение из вышеназванных. В нем Лермонтов демонстрирует черствую личину императора и его свиты под масками, сравнивая их с мечтами о деревенском утре из детства. Данное стихотворение было написано после посещения новогоднего карнавала в Петербурге, зимой 1840 года.

    Бежавший и погибший в Кавказских горах герой на фоне своей короткой и бурной жизни показывает застой современников. Позже критики сокрушались о том, сколько потеряла литература. Лермонтов успел за двадцать семь лет заронить в душу общественности зерно бунтарства, поднять его с колен после поражения декабристов.

    Любовь

    Произведения М. Ю. Лермонтова не только отражают борьбу гордого одиночки с обществом, штормящим морем или маскарадной толпой. В некоторых его творениях мы встречаем и любовные переживания. Однако и там нас не покидает вечное чувство обреченности и трагизма, которое испытывал поэт.











    В творчестве величайшего русского поэта Александра Сергеевича Пушкина присутствуют все литературные формы проза и поэзия, драматические произведения и сказки, стихотворения и поэмы, сонеты и элегии, оды и послания, мадригалы и эпиграммы, даже роман и повесть в стихах. Он много писал и на литературоведческие темы - критические статьи, рецензии, публицистические, исторические исследования. Обобщается его литературное и культурное наследство его дневниками, письмами и автобиографическими заметками.

    Пушкин был новатором в каждом жанре, в котором писал, он ломал устаревшие каноны, внедрял новые формы и новый стиль. Он восстал против классицизма в литературе, хотел вернуть трагедии ее непосредственность, простоту, правдивость, свойственную всем, жизненную и человеческую многогранность в формировании характеров.

    Верное изображение времени, эпохи, развитие исторических характеров и событий - это все требования реалистического искусства, выражение глубоко продуманного и выстраданного к тому времени историзма Пушкина-гражданина, Пушкина-психолога, его философии истории, которая выработалась в тесной связи с господствующими в ту пору интеллектуальными взглядами, откровениями эпохи. Исторически эти общественно-политические взгляды нашли свое отражение в восстании декабристов, а в творчестве поэта - в трагедии "Борис Годунов".

    Преобразив русский поэтический язык, совершив революцию в драматургической литературе, Пушкин обратился к развитию художественной прозы, он полагал, что русская проза значительно отстает от поэзии. Считал, что язык прозаиков чересчур ветееват и извилист. Настоящим нововведением в этой области стали "Повести Белкина", в связи, со стилем которых он однажды сказал, что писать повести надо именно так: просто, коротко и ясно.

    Самым плодотворным в творческой жизни великого поэта был 1830г., так называемая Болдинская осень Пушкина, за который он написал около 50-и произведений, в том числе окончил роман в стихах "Евгений Онегин", написал "Маленькие трагедии" - это одни из самых знаменитых его произведений. Лаконизм, свойственный произведениям этого периода творчества Пушкина, поразителен даже для него: этот лаконизм, концентрат мыслей, неисчерпаемость идей при предельной простоте и ясности форм повествования.

    Каждая из "маленьких трагедий" - художественное исследование глубин человеческой сути, нравов, психологии: стяжательства и зависти, прелюбодеяния, отношении к жизни и смерти. Вместе с тем, каждая охватывает определенную историческую эпоху, интересные, разносторонние характеры, порожденные ею, всю полноту и противоречивость поведения героев. Произведения Пушкина тесно связано и с народным фольклором, он часто использовал образы и сюжеты народного творчества, в его сказках отображены не только истории, но и жанровые и стилистические особенности фольклора.

    Да бессмертны произведения гения литературы и мысли, бессмертны правдивостью развития характера героев, искусностью отображения времени, в котором они жили, что делают рассказанные великим литератором истории вне времени и пространства.












Наверх